История и традиции ХНАДУ

Харьковский автомобильно-дорожный институт (ХАДИ) был создан согласно постановлению Центрального исполнительного комитета СССР от 23 июля 1930 № 237 "О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков". Организация заведения была поручена директору Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта (ХИИТ) И.А. Беседовский, который стал одновременно и первым директором ХАДИ. Занятия в новом вузе начались 30 сентября 1930 на двух факультетах: автомобильном и дорожно-строительной в главном корпусе.

С 1 апреля 1931 директором ХАДИ был назначен П.К. Тысячный.

В первые годы существования к ХАДИ был присоединен дорожный факультет Киевского политехнического института в составе 3 старших курсов. Институт открыл свой филиал в Ростове-на-Дону, был основан рабфак, который работал до начала Великой Отечественной войны.

В 1931-1932 учебном году на автомобильном факультете была организована вечернее отделение для подготовки инженеров-механиков по эксплуатации автомобильного транспорта. В лю марте 1932 года было открыт инженерно-педагогический факультет, готовивший преподавателей для техникумов и вузов автомобильно-дорожного профиля. В течение 1930-1931 годов в институте было создано 13 кафедр, в том числе 3 специальные: мостов, дорожного дела, автомобилей и тракторов; создаются первые 3 специальные лаборатории кафедр дорожного факультета: испытание дорожно-строительных материалов, органических вяжущих, механики грунтов. Из Киева прибыло первое оборудование для кафедры дорожного дела, первые дорожные машины. В те времена коллектив института возглавил М.М. Чупис, который руководил учреждением до 1937 года.

ХАДИ развивался в очень быстром темпе. В течение 1934-1937 годов в институте были созданы фундаментальные лаборатории двигателей внутреннего сгорания, металловедения и термообработки, электротехники и электрооборудования, сопротивления материалов, холодной обработки металлов. Собирали оборудования для специальных кафедр. Заработали кабинеты оборудования автомобилей, геодезии, мостов, инженерной геологии, общевойсковой и военной подготовки.

В период с 1938 по 1941 годы директором ХАДИ был А.П. Хмельницкий.

В 1941 году в ХАДИ было 11 профессоров и 34 доцента, работала 21 кафедра, 19 лабораторий и 11 учебных кабинетов. Учеными института было создано 15 базовых учебников. В заведении учился 1021 студент и работало 99 преподавателей. За период с 1931 до 1941 года вуз подготовил и выпустил 1970 специалистов.

В 1939-1940 годах ХАДИ был признан лучшим учебным заведением автомобильно-дорожного профиля Советского Союза.

Уже в первые дни войны добровольно вступили в ряды Красной Армии 150 сотрудников института. ХАДИ были эвакуированы в Саратов, а затем на его базе сформирована 6-е военно-дорожное управление, в составе которого всю войну прошли преподаватели и студенты. Они возводили переправы для бойцов на всех фронтах, строили мосты, разминировали инженерные сооружения, обеспечивающие инженерное обслуживание Советской Армии.

Долгожданную Победу отпраздновали далеко не все, кому в 1941 пришлось покинуть Харьков. Среди героев, отдавших свою жизнь в борьбе с фашизмом, студенты Владимир Шаленко, Наталья Казаринова и многие другие.

В честь В. Шаленко, который был старостой группы, спортсменом, прошел почти всю войну сапером, техником-лейтенантом и погиб 19 мая 1944 во время восстановления моста в Смоленске, ежегодно в День Победы в университете устраивают спортивную эстафету.

Студентка третьего курса дорожно-строи-тельного факультета Н. Казаринова с началом войны пошла на фронт добровольцем и был бойцом военно-дорожного подразделения. Погибла 12 марта 1943 в г.. Валуйки.

Памяти тех, кто получал Победу на фронте и в тылу, и прежде всего о тех, кто отдал за нее свою жизнь - священная традиция коллектива.

От поколения к поколению передается история, оживают те дни, когда в ноябре 1944 г.. Снова начались занятия в ХАДИ.

Первым послевоенным руководителем коллектива стал А.К. Бируля. Уже в 1945 году. Студенты, вернувшиеся с войны, учились на двух факультетах - автомобильном и дорожно-строительной. К началу 1950-х годов было полностью восстановлено материальную базу института. В 1953 году завершено восстановление и реконструкцию современного главного учебного корпуса: достроен пятый этаж, автотранспортную лабораторию, спортивный зал. О.К. Бируля руководил институтом до 1959 года, затем коллектив возглавил Б.В. Решетников.

Укреплялись довоенные традиции: значительную часть преподавательских кадров пополнили выпуск-ники ХАДИ. Многие из них в течение долгих ро ков возглавляли кафедры: А.Б. Гредескул, Б.В. Ре-шетников, К.П. Абросимов, Я.А. Калужский, В. Терлецкий, Б.П. Назаренко, В.Д. Зинченко, В.М. Смирнов, М.И. Подщеколдин, Б.Е. Коротен-ко, С.Л. Голованенко, М.Я. Говорущенко. В 50-е годы на кафедры общественных наук пришли С.А. Канавенко, А.Д. Зуев, Ф. Романько, А.И. Абра-менкова, А.Г. Стеценко.

Основывались новые направления деятельности вуза, рождались новые традиции. Улучшалось кадровый состав института. Следует отметить многолетнюю продуктивную деятельность, начатую в шестидесятые годы, проректоров по учебной и научной работе А.М. Холодовая, М. И. Подщеколдина, И.В. Южакова, В.Д. Зинченко, проректора по административно-хозяйственной части Н.А. Кузьмина.

В 1966 г.. Открыто инженерно-экономический факультет, где началась подготовка крайне необходимых высококвалифицированных экономистов и бухгалтеров для автомобильно-дорожной отрасли. ХАДИ расширял географию. В 70-е годы в его состав входит Кременчугский в-технический факультет, который работал на базе КрАЗ. В 1976 г.. Было создано деканат по работе с иностранными студентами. Развернулась подготовка специалистов для зарубежных стран, что принесло ХАДИ всемирное признание.

Вузовская наука начала активно влиять на развитие автомобильной и дорожно-строительной отраслей народного хозяйства. Кафедры установили постоянные научно-технические связи с более 100 производственными объектами, научно-исследовательскими и проектными организациями. В 1965 г.. В ХАДИ начали выдавать научный сборник "Автомобильный транспорт", объединивший ученых всех автодорожных вузов СССР. Значительный вклад в развитие науки в 1970-1980 годы сделали В.М. Сиденко, И.М. Грушко, А.Т. Батраков, М.М. Кудрявцев, С. Михович, А.Н. Петриченко, В.П. Шерстнюк.

К научной деятельности активно привлекались и студенты. В этот период созданы основные лаборатории и студенческие КБ, впоследствии принесут всемирную славу ХАДИ. Начинают работать лаборатория скоростных автомобилей под руководством уже известного в то время "скоростник" В.К. Никитина, лаборатории динамики дорожных машин, дорожно-строительных материалов и др.

Под руководством Н.Я. Говорущенко начала работу проблемная научно-исследовательская лаборатория по диагностике и прогнозирования технического состояния автомобилей.

На многих выставках были показаны созданные студентами спортивные и скоростные автомобили ХАДИ-2, ХАДИ-7, ХАДИ-8, ХАДИ-9 с поршневыми, газотурбинными и реактивными двигателями: ХАДИ-11Електро, ХАДИ-13Електро.

Особую славу приобрел автомобиль ХАДИ-7, представленный на международных выставках в Чехословакии, Канаде, США, Италии, Австрии, Кубе. За рубежом узнали о ин-женерни и научные достижения преподавателей ХАДИ. Профессоров А.М. Холодовая, В.М. Кислякова, А.И. Тиричева пригласили в ГДР Вьетнама, Индии для оказания научно-педагогической помощи.

С 1964 года начали проводиться студенческие трудовые семестры, появились студенческие строительные отряды, которые участвовали в строительстве важных народнохозяйственных объектов на территории всего СССР.

Патриотизм, интернационализм, энтузиазм, стремление к научным открытиям и трудовых свершений - вот главные черты поколения хадивцив того времени.

Традиции превращались в историю. ХАДИ начинает помогать социалистическим странам, развивающимся готовить специалистов. Patriotizm, internatsionalizm

В состав студентов зачисляются граждане Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши, Китая, Кубы, Афганистана, Ганы, Конго, Британской Гвианы, Королевства Бурунди, Эфиопии и др. Студенческая семья становится действительно интернациональной. Пришло время позаботиться, чтобы эти и другие факты из жизни вуза стали достоянием истории. В 1967 году был открыт музей истории ХАДИ. 1978 года ректором ХАДИ стал И.М. Грушко, который объединил коллектив для решения вопросов перспективного развития института. В этот период создаются новые кафедры, научные подразделения, закуплено первые ЭВМ, первый печатный аппарат для будущей типографии, основано на базе ХАДИ учебно-научно-производственный комплекс, в который в то время входили три техникума - Харьковский и Купянский автотранспортные, Харьковский автодорожный и Харьковский опытно-экспериментальный завод. В 1979 году ХАДИ в честь 60-летия ВЛКСМ было присвоено имя Комсомола Украины, что стало признанием заслуг в деле воспитания молодого поколения специалистов. В 1986 г.. Введен в действие первый учебный корпус ФУБ на Салтовке, начинается строительство общежития № 6, учебного корпуса механического факультета, нового полигона дорожно-строительной техники.

Институт развивался, кипела спортивная, культурная жизнь, распространялся движение студенческих стройотрядов, проводились международные научные конференции.

Новая страница в истории ХАДИ открывается на этапе становления Украины как независимого государства. В 1992 году коллектив института избрал на должность ректора Анатолия Николаевича Туренко, который стал олицетворением традиций и истории вуза, пройдя путь от студента до ректора. Выпускник сельской школы, он уже с первого курса института стал отличником, потом - Ленинским стипендиатом, был будзагонивцем, целинников, комсоргом института. Наукой начал интересоваться с первых дней обучения, закончил аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Во время его работы в качестве проректора и ректора обеспечено наращивание эффективной деятельности ХАДИ.

В августе 1993 постановлением Кабинета Министров Украины института предоставлен статус государственного автомобильно-дорожного технического уни верситету - высшего учебного заведения IV уровня аккредитации.

За выдающиеся достижения в области науки и техники ученые университета получили государственную премию Украины. Лауреатами стали А.М. Туренко, В.А. Богомолов, В. И. Клименко, Л.А. Рыжих, Е.Е. Александров, Л. Тимофеева.

В это же время открыт учебно-консул-тацийни центры университета в Греции (г.. Патры) и в Израиле (г.. Шфарам-Ам).

Развивая начатую еще в довоенные годы традицию ориентироваться в обучении на сильнейших, лучших студентов, университет разрабатывает программу "Отличник".

Сегодня в ХНАДУ более двадцати пяти процентов студентов-отличников. Способные студенты занимают почетные места на всеукраинских олимпиадах. По этим показателям ХНАДУ является лидером среди технических вузов Украины.

Ректорат вместе с профсоюзной организацией создают все условия для отдыха и культурного развития молодежи.

Успешно работают коллективы студенческой художественной самодеятельности, команда КВН. Духовой оркестр получает почетное звание народного.

Традиционно ежегодно проводятся Праздник украинского языка и "Юморина", Дни отличника. В течение последнего десятилетия XX в. и первого пятилетия XXI в. университет переживает бурные времена качественных изменений.

В этот период под руководством ректора А.М. Туренко достраиваются начатые ранее и возводятся новые строения: механический факультет, факультет управления и бизнеса, общежитие №6, полигон дорожно-строительной техники, физкультурно-оздоровительный комплекс на Салтовке; реконструировано старый и построен новый учебно-лабораторный корпус для иностранных студентов, построенные отдельный административно-хозяйственный корпус, кафе "Формула-3" по улице Петровского, 25; организовано базу отдыха в Крыму "Канака"; открыт лицей; создано издательство и типографию, выставочный комплекс, студенческий медицинский центр в общежитии №2; построено современную стоянку для университетских транспортных средств, автопарк которых значительно возрос.

В эти годы открываются кафедры транспортных систем, мехатроники автотранспортных средств, транспортных технологий, автомобильной электроники, международной экономики; новые факультеты - транспортных систем и мехатроники транспортных средств, подготовки иностранных граждан, факультеты в городах Херсоне и Симферополе.

Накануне празднования 10-летия независимости Украины университету присвоен статус национального. Это - высокая оценка повышения образовательно-культурного, научно-технического ров-нов украинской нации, вклада коллектива ХНАДУ в реформирование системы высшего образования, в становление и развитие украинской государственности.

Ректори

Організатором та першим директором інституту (до 1931 р.) був І.О. Бесєдовський.
3 1931-1933 р. директором XAДI був П.К. Тисячний.
3 1933 до 1937 року інститут очолював М.М. Чупiс.
3 1938-1941 р. - А.П. Хмельницький
3 1945-1959 р. ректором XAДI був О.К. Бiруля.
3 1959-1978 р. інститут очолював доцент Б.В. Решетніков.
З 1978-1992 р. ректором ХАДI був I.M. Грушко.
У 1992 р., на посаду ректора був обраний професор А.М. Туренко.