Состав информационно-вычислительного центра

Лаборатория информационных технологий и вычислений (ЛИТиВ) является структурным подразделением Информационно-вычислительного центра (ИВЦ).

Являясь структурным подразделением ХНАДУ, литий полностью поддерживает сферу качества с образовательной и научной деятельности университета.

Лаборатория выполняет следующие работы:

  • Обслуживание учебного процесса и научных работ системным и специализированным программного обеспечения через локальную сеть ХНАДУ;

  • Изучение рынка образовательных программных средств, организиции закупок для ХНАДУ лицензионного программного обеспечения и учет его использования (за последнее время университетом была приобретена лицензия на учебные курсы по информационным технологиям компании Microsoft, кроме этого покупались продукты класса автоматизированного проектирования по механическим, строительным и экономическим направлениям: « AUTOCAD 2014 »,« MATLAB », «1С: Предприятие» и многое другое);

  • Мониторига рынка компьютерной техники и услуг, использование их для поддержки компьютерного оснащения университета в рабочем состоянии, соответствующем современным требованиям. Паспортизация и учет компьютерного оборудования, программного обеспечения. Использование новейших информационных технологий для качественного технического сопровождения учебных образовательных и научных процессов;

Лаборатория  (ЛИТиВ) осуществляет всякий учет компьютерного и программного обеспечения и услуг, которые предоставляются студентам и преподавателям университета. Проводит мероприятия по расширению использования технических средств в учебном процессе. Внедряет новые технологии для обеспечения качественного и современного сопровождения преподавательской работы. Поддерживает и постоянно совершенствует технические средства, обеспечивает программное сопровождение всех звеньев деятельности ХНАДУ.

 

 

 

 

Лаборатория телевизионных и видеокоммуникационной технологий

 

Лаборатория телевизионных и видеокоммуникационных технологий создает мультмедийную продукцию для нужд учебного заведения и идет в ногу с технологиями в сфере медиа услуг. Работники лаборатории отслеживают новые веяния и изыскивают возможности для ознакомления и работы с новейшим оборудованием и новыми медиа технологиями.

 

Также работники лаборатории принимают участие во всеукраинских проектах по организации демонстрационной деятельности, в частности съемки, видео контента, а также создание с помощью 3-D программ фотореалистичного видео показа его на любых поверхностях.

В процессе работы используется цифровая видеопультова и видеокодеры для обеспечения видеоконференций, презентаций с он-лайн трансляцией в высоком качестве.

Благодаря этой лаборатории была проведена большая работа над созданием фильма к 85-летию ХНАДУ по использованию новейшей техники для съемок и монтажа. В планах на будущее является создание базы видео с демонстрацией подробной технологии всех этапов строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Лаборатория телевезионних и видео коммуникационных технологий участвовала в создании и проведении ряда конференций и презентаций с трансляцией всей конференции он-лайн на сайте Youtube.

Отдел технических средств обучения

 

Современную жизнь университета невозможно представить без информационных технологий, более того каждую сферу отдельной деятельности сопровождает компьютерная техника. Поэтому любые компьютеры требуют обслуживания и всесторонней технической поддержки. Кроме компьютеров в университете используют значительный парк дополнительного оборудования. Это принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, мультимедийные проекторы. Отдел технических средств обучения организует, развивает и поддерживает работоспособность мультимедийных средств обучения. Обеспечивает построение кабельных коммуникаций интернет, телевидение и видеонаблюдение, также оснащает техническими средствами семинары, конференции и другие мероприятия университета.

Благодаря отделу вовремя обслуживаются, устанавливаются и ремонтируются электронная техника которая присутствует во всем университете, предоставляются консультации преподавателям по внедрению в учебный процесс современного мультимедийного оборудования.

 

 

Вычислительный центр

Работа вычислительного центра сложная и многогранная: смена поколений вычислительной техники, переход на новые операционные системы и пакеты прикладных программ требует постоянного повышения квалификации сотрудников, добросовестности, ответственности и преданности своему делу. Решение ряда задач, стоящих перед вычислительным центром университета, было бы невозможно без самоотверженного труда руководителя и коллектива сотрудников.

К этому подразделению относятся сектора

  • Сектор программирования;
  • Сектор сетевых технологий.

 

 

 

Сектор программирования

 

Сектор программирования выполняет работы по качественному и своевременному обслуживанию информационного пространства университета, учебных и сопутствующих информационных потоков, интеграции их в базы данных Министерства образования и науки Украины.

Сопровождается и совершенствуется уникальная разработка АСУ ВУЗ АИСТ, которая позволила автоматизировать работу многих подразделений университета, деканатов, кафедр, отдела кадров, планового отдела, военно-мобилизационного подразделения, отдела организации содействия трудоустройству студентов, библиотеки и др.

Ведется административная и организационная работа с автоматизированной системой накопления, обработки, хранения и защиты данных, разработанной Министерством Украины - базой данных «ЕДЕБО» (Единая государственная электронная база по вопросам Образования).

Разрабатываются и сопровождаются собственные программно - информационные комплексы, такие как «Диплом», «Оплата студентов в общежитии», «Контингент студентов», «Расписание занятий» и др.

Сопровождаются программы «Расчет стипендии студентов», «Education» (студенческие билеты), «M.E.DOC» (бухгалтерская программа), прикладные программы казначейства Украины и др.

Осуществляется качественное сопровождение бухгалтерской деятельности, поддерживается работа сетевой программы 1С для ведения бухгалтерии. Успешно осуществляется сопровождение услуг доступа в Интернет и сеть университета.

 

Весь комплекс программного обеспечения, которое сопровождается сотрудниками сектора программирования, является неотъемлемой частью успешного функционирования всех подразделений ХНАДУ, системой, которая автоматизирует и упорядочивает информационные и организационные процессы университета.

 

 

 

 

Сектор сетевых технологий

 

Сектор сетевых технологий создает условия для стабильной работы сети университета, главной задачей является настройки и администрирования серверов, обеспечивающих поддержку функционирования самой сети. Также обеспечивает администрирование электронной почты, мониторинг информации с сайтов Министерства образования и науки Украины и других образовательных сайтов, обеспечение руководства и всех подразделений университета оперативной информацией и многих других комплексов. В частности особое внимание уделяется мероприятиям по антивирусной защите всего компьютерного обеспечения ХНАДУ.

Компьютерная сеть охватывает все учебные корпуса и общежития, построенные волоконные каналы связи, которые соединяют как внутренние учебные ресурсы университета, так и доступ к информационным ресурсам, размещенным в глобальной сети Internet. Ведутся работы по переводу на более современные протоколы передачи данных в Internet (Ipv6).

Снижение работоспособности компьютерного парка в какой-то степени компенсируется развитием доступа к информационным ресурсам через мобильные устройства, используя Wi-Fi покрытие университета, которое было создано с помощью этого сектора. На сегодняшний момент доступ к интернету в университете регулируется программным путем с помощью приложения WEBsurfer. Мощность каналов доступа позволяет предоставить сотрудникам безлимитный скоростной Интернет.

 

 

АСУ-ВУЗ. Автоматизированная информационная система (типов) АИСТ

В ХНАДУ разработана и функционирует автоматизированная информационная система АИСТ (далее по тексту - Система). Система АИСТ предназначена для автоматизации традиционных информационных технологий и представляет собой типичное интегрированное решение в области автоматизации служб университета. Система реализует концепцию распределенных баз данных и ориентирована на работу в локальной вычислительной сети (ЛВС).

Физическая структура баз данных (БД) соответствует СУБД CDS / ISIS (ЮНЕСКО).

 

Оригинальное программное обеспечение Системы написано в среде программирования Delphi с использованием библиотеки ISIS32.DLL (Bireme, Бразилия).

 

Система поддерживает два программных комплекса:

  •  Комплекс НТВ-ВУЗ - автоматизация библиотечных процессов.
  •  Комплекс АСУ-ВУЗ - автоматизация служб университета.

Каждая подсистема, входящая в их состав, полностью функциональна и может быть использована как в автономном режиме, так и в составе комплекса.

Внутрисистемный формат библиографических данных базируется на международном формате UNIMARC.

Оперировать сложными библиографическими данными и создание алгоритмов их обработки заложили основу технологии проектирования БД, входящих в единое информационное пространство (ЕИП) вузов и составляющих его информационные ресурсы. Это позволило создать типовое информационное и программное обеспечение подсистем АСУ-ВУЗ с единым подходом к их разработке и комплексного использования информационных ресурсов.

 

Все подсистемы АСУ-ВУЗ: КАДРЫ-ППС, КАДРЫ-УВП, СТУДЕНТ, военкомат, СПЕЦИАЛИСТ, СТАНДАРТ, МАТЕРИАЛЫ, ДЕКАНАТ - разработаны по единым правилам, с использованием единого механизма управления и обработки данных, с применением единой техники введения и представления. Создание программно-технологических средств с единым подходом к управлению данными позволило существенно оптимизировать процесс подключения новых объектов автоматизации за счет использования разработанных ранее адаптированных решений. В настоящее время автоматизированы все виды работ по ведению личных дел студентов, сбора статистической информации, оперативного учета движения контингента студентов в соответствии с приказами, формирование сведений и т.п., что значительно увеличило эффективность использования информационных ресурсов, влияющих на качество делопроизводства.

В технологии формирования единого информационного пространства, реализованной в системе, разработаны двухуровневое управление информационными ресурсами, где на первом уровне интегрированная среда представлена ​​в виде набора распределенных БД (рабдом), спроектированных с учетом функциональных требований конкретных объектов автоматизации (структурных подразделений вузов), а на втором уровне обеспечено взаимодействие между собой рабдом в режиме синхронизации.

Применение техники реплицирования данных значительно снижает загрузку трафика ЛВС и существенно расширяет функциональные возможности Системы.

Гибкое управление интегрированными ресурсами обеспечивает возможность включения в процесс компьютеризации новых объектов автоматизации без нарушения целостности информационного пространства.

В настоящее время система АИСТ:

  • Позволяет поддерживать любое количество БД, зарегистрированных на сервер баз данных и предоставляет пользователю индивидуальный набор сервисных средств, с учетом прав доступа к информации;
  • Не имеет принципиальных ограничений на количество пользователей и предоставляет каждому из них интерфейс с индивидуальным набором режимов обработки данных;
  • Поддерживает технологию автоматизированного формирования словарей, обеспечивающих прямой поиск по любым элементам описания БД и их сочетаний;
  • Предоставляет набор шаблонов для выполнения отчетных документов, а также среду генератора экранных форм для формирования выходных документов различной сложности;
  • Поддерживает режимы экспорта - импорта данных, позволяющих осуществлять интеграцию с другими программными продуктами, а также располагает средствами сообщения с программами MicrosoftOffice.

Одной из главных характеристик системы является ее открытость.  Повние отделения программного кода от структуры представления информации в БД дает возможность постоянно улучшать эксплуатационные характеристики Системы, уточнять данные, вводить дополнительные реквизиты, подключать новые БД - все это делается без вмешательства в программную среду Системы. Внедрение на механическом факультете крупнейшей в АСУ-ВУЗ подсистемы ДЕКАНАТ и переход от традиционной формы внедрения учебных планов для представления их в БД открыли путь для выполнения широкого круга задач, связанного с поддержанием учебного процесса:

  • Учет посещаемости и формирование итоговых показателей за любой заданный отрезок времени;
  • Получение различной сводной информации, включающей процент абсолютной и качественной успеваемости, средний балл успеваемости из группы, курса, специальности, факультета;
  • Формирование данных для рейтинговых показателей с демонстрацией успешности в виде различных диаграмм и графиков;
  • Получение данных для автоматизированного формирования вкладышей к дипломам;
  • Контроль соответствия учебного плана государственному стандарту;
  • Поддержание работы государственной аттестационной комиссии и др.

Организация ЕИП позволяет открыть доступ к справочно-информационных ресурсов, поставляемых из центральных баз данных, всем работникам кафедр и деканатов без ограничений. Сегодня в состав ресурсов ЕИП входит более 40 различных БД. С системой в работе более 60 пользователей.

Дальнейшее расширение сферы использования Системы возможно только при условии разработки и внедрения комплекса организационно-технических мероприятий, обеспечивающих взаимодействие подразделений при создании и эксплуатации АСУ. Ознакомиться с электронной версией "АИСТ. Общее описание системы" можно в секторе автоматизации НТБ ХНАДУ (ауд.329).

Разработчики системы: Крюкова Галина Сергеевна  gala(at)khadi.kharkov(dot)ua,  Асаенко Ирина Николаевна  ain(at)khadi.kharkov(dot)ua.

 

 

Специальные предложения от Microsoft

DreamSpark Premium - это программа, которая предоставляет льготное программное обеспечение от Microsoft. Для студентов, аспирантов и преподавателей ХНАДУ DreamSpark Premium позволяет получить операционные системы и другие программы Microsoft бесплатно. Для получения личной подписки DreamSpark Premium, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте, для этого необходимо заполнить форму запроса, после чего, в течение суток, Вам придет ответ от нашего администратора на ваш адрес, указанный в форме.

 Зарегистрировавшись в DreamSpark Premium, Вы можете совершенно бесплатно пользоваться лицензионными, удобными для Вас, продуктами от Microsoft и быть в курсе последних нововведений в области информационных технологий.