ХНАДУ имеет высокий научный потенциал. Высокая научно-педагогическая квалификация специалистов университета была основанием для создания на его базе всемирно известных научных школ. Под руководством известных ученых плодотворно действуют двенадцать ведущих научных школ
Год основания - 1962. Основатель школы д.т.н., профессор А.Б. Гредескул.
Руководитель школы с 1986 года д.т.н., заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии Украины, академик Нью-Йорской академии и транспортной академии Украины, профессор А.М. Туренко.
Области науки - машиностроение, транспорт, активная безопасность транспортных средств, тормозные системы автотранспортных средств.
Разработаны конструкции регуляторов тормозных сил, регуляторы уровня пола в пневматической подвеске, пневмогидравлический усилитель привода сцепления, двухсекционный и трехсекционный тормозные краны, вакуумный усилитель тормозов, внедрены в серийное производство и изготавливаются Волчанским агрегатным заводом и Краснодонским ЗАО "Автоагрегат". Изделия, разработанные и изготовляемые нашли применение в серийных автомобилях КрАЗ, МАЗ, УралАЗ, УАЗ; автобусах Богдан, ЛАЗ, ЛиАЗ; троллейбусах Тролза, ЮМЗ.
Основана в 1952 заслуженным деятелем науки Украины, д.т.н., профессором А.М. Холодовым. Его имя носит кафедра строительных и дорожных машин, которую он возглавлял более 35 лет. Основные направления научно-технической деятельности школы Холодова А.М. связанны с созданием эффективных строительных и дорожных машин, подготовкой высококвалифицированных кадров для машиностроения и транспортного строительства.
В рамках научной школы создано несколько ответвлений. Созданы стенды для испытаний ЗТМ, технологические модули для тракторов Т-16М, СШ-25, автогрейдеры ГЗК-250, ДЗК-251, ковшовый фронтальный погрузчик ПФ 04. Сотрудничество кафедры с зарубежными фирмами, ведущими в своей области Wirtgen, Wermeer ( Германия), Fауat (Франция) дает основание надеяться на успешное решение задач дорожного строительства в Украине.
Год основания - 1995. Основатель и руководитель д-р эконом, наук, профессор В.Г. Шинкаренко.
Отрасль науки - экономика транспортного комплекса.
Разработано:
- система управления конкурентоспособностью предприятия;
- система управления материальными ресурсами в организациях дорожного хозяйства;
- системно-кибернетическая модель интегрированных процессов АТП;
- концептуальная модель системы управления качеством в организации;
- методология формирования и оптимизации организационной структуры управления инновационным развитием предприятия;
- модель формирования стратегии развития АТП;
- методика исследования деятельности конкурентов;
- методические рекомендации по разработке и реализации стратегии конкуренции;
- методический подход к определению аварийного запаса материальных ресурсов для организации дорожного хозяйства.
Основана в 1959 году.
Основатель д.т.н., академик Транспортной Академии Украины, профессор Н.Я. Говорущенко. Области науки - эксплуатация и обслуживание транспортных средств. В 1974 году Постановлением Совета Министров Украины создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория диагностики и прогнозирования технического состояния автомобилей.
Разработано и внедрено на АТП и СТО 30 наименований диагностического оборудования, в том числе станции комплексной диагностики автомобилей в 23 городах. За период существования школы выдано около 50 учебников, учебных пособий и монографий в том числе по диагностике, системотехнике транспорта, технической и экономической кибернетике.
Год основания - 1954. Основатель школы к.т.н., профессор М.И. Волков.
С 1977 года руководитель школы д.т.н., заслуженный деятель науки и техники Украины, действительный член Транспортной Академии Украины, действительный член Технического Комитета ТС 7/8 "Дорожные одежды" Всемирной дорожной Ассоциации, профессор В.А. Золотарев.
Отрасль науки - строительное материаловедение.
Разработаны классификации современных вяжущих, модифицированных полимерами, раскрыта физическая сущность и предложены методы и критерии объективной оценки их качества, предложено обобщенное количественное решение, которое впервые раскрывает взаимосвязь между главными показателями битумных вяжущих. Разработан и воплощен в производство отечественный цветной асфальтобетон.
(научные руководители проф. Глушкова Д.Б., проф. Мощенок В.И.). Год основания - 1955. Основатель школы д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки А.Н. Петриченко.
Отрасль науки - технология конструкционных материалов и материаловедение. Установлены теоретические положения процессов формирования отливок, определены принципы модификации, легирования и термической обработки чугунов с целью повышения их эксплуатационных свойств. Создано новое направление теории неразновесных состояний, предложены новые технологии повышения конструкции прочности сплавов. Разработаны принципы подбора рациональных методов укрепляющей обработки с целью повышения срока эксплуатации деталей машин. Созданы новые методы контроля свойств без разрушения.
Направление "Научные и технологические основы поверхностного упрочнения нагруженных деталей машин для повышения их долговечности" (научный руководитель д.т.н., проф. Д. Б. Глушкова)
Направление "Развитие научно-технических методов определения твердости материалов" (научный руководитель к.т.н., проф. В.И. Мощенок)
Год основания 1931.
Учредители к.т.н., профессор А.К. Бируля и заслуженный работник народного образования, к.т.н., профессор Михович С.И. Отрасль науки - строительство.
Теоретические проблемы строительства, эксплуатации и проектирования автомобильных дорог, заведенные А.К. Бируля сейчас развиваются на кафедре по следующим направлениям:
"Структурно-активационная технология дорожно-строительных материалов для строительства и ремонта автомобильных дорог;
"Интенсивные ресурсосберегающие технологии ремонта автомобильных дорог и организация их эксплуатации ";
"Автоматизированное проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог";
"Физико-химические основы экологизации технологии использования отходов в строительной индустрии "
Год основания - 2010. Основатель и руководитель д.т.н., профессор М.А. Подригало. Основные научные труды школы:
- разработаны теоретические основы теории функциональной стабильности автомобилей, тракторов и их составных частей;
- впервые разработаны метод парциальных ускорений и его реализации для исследований динамики движения и диагностики колесных га гусеничных машин.
Результаты научных исследований и наработки научной школы, которые используются в совместной работе с Кременчугским автомобильным заводом, представлены к Государственной премии в области науки и техники 2010 года.
Наиболее весомые результаты научной школы внедрены:
на Харьковском, Владимирском, Липецком тракторных заводах, Харьковском заводе тракторных самоходных шасси;
Использованы техническим управлением Министерства автомобильной и тракторной промышленности при подготовке производства унифицированной тормозной системы для колесных тракторов класса 0,6-1,4;
Запорожским, Кременчугским, Львовским, Волжским, Горьковским, Уральским, Московским им. Лихачева автомобильными заводами;
ЗАО «Укравтобуспром», ГОСАВТОТРАНСНИИпроект, Центральным научно-исследовательским институтом вооружений и военной техники Вооруженных сил Украины, институтом машин и систем Минпромполитики Украина, институтом судовой экспертизы им. М. Бокариуса и др.
Направление "Взаимодействие автомобильного колеса с поверхностью дорожного покрытия", соруководитель к.т.н. проф. В.А.Перегон.
Основатель и руководитель д.т.н., профессор А.П. Алексеев.
Научное направление работы «Интеллектуальные информационные технологии и системы» направлено на разработку перспективных средств переработки информации и кибернетических систем для решения сложных задач, использующих наряду с вычислительными технологиями, технологии моделирования образного восприятия мира, логического и образного мышления в выборе и принятии.
Выполненная низка фундаментальных исследований, получила высокую оценку согласно рейтингу научных работ МОН Украины: более 10-ти научно-исследовательских тем по информационному анализу и синтезу мехатронных систем на автотранспорте, интеллектуального мониторинга транспортных систем и коммуникаций, интеллектуальной технологии управления общественным пассажирским транспортом городов и регионов Украины, ведется работа по информационному анализу развития автотранспортных систем. Результаты внедрены в транспортных и дорожных организациях, научно-исследовательских комплексах восточных регионов Украины: Харькова, Днепропетровска, Луганска, Донецка. Полученные результаты стали основой для оптимизации подготовки специалистов по системной инженерии, гибких компьютеризированных систем, плодотворной работы СПКБ мехатроники.
Год основания - 2019. Руководитель - профессор, доктор технических наук Бажинов Алексей Васильевич.
Направления деятельности:
Наиболее весомые результаты за последние 5 лет:
Результаты научных исследований внедрены на таких предприятиях: ООО «Экомобиль», Публичное акционерное общество «Харьковский тракторный завод», ООО «ДРИММОТОР», ООО «НПП Днепротехтранс», Частное акционерное общество «Запорожский автомобилестроительный завод», Автоинтерпрайз; ООО «РЕАЛ».
Научный руководитель - д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик Транспортной академии наук Украины Дмитриев И.А. Год основания - 2020. Количественный состав научной школы - 21 человек. Квалификационный состав научной школы: - академиков, членов-корреспондентов Академии наук (государственного статуса) - 2 человека; - докторов наук - 4 человека; - кандидатов наук (докторов философии) - 16 человек; - аспирантов - 3 человека; - магистров - 13 человек. Концепция развития научной деятельности школы предполагает активное участие профессорско-преподавательского состава в научно-практических международных и всеукраинских конференциях, публикации научных достижений в научных изданиях и монографиях. За последние 5 лет опубликовано 46 монографий, статей в научных изданиях 416, в т. ч. в зарубежных - 111. Коллектив научной школы устанавливает связи в области научных исследований и обмена опытом с другими вузами в г. Харькове, Киеве, Львове, Днепре и др. Только за последние годы было проведено более 10 международных научно-практических конференций МОН Украины. Значительным достижением функционирования указанной научной школы является защита 4 диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук и 16 диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
Год основания - 2020.
Основатель и руководитель д.т.н., профессор Е.В. Нагорный.
Научные направления работы:
- «Концепция применения интеллектуальных технологий управления перевозками пассажиров и грузов и транспортно-экспедиторской деятельности»,
- «Проблемы развития и функционирования транспортных систем».
Научный коллектив имеет в своем составе 5 докторов наук, более 20 кандидатов наук, ведется подготовка докторантов, аспирантов. Одним из важнейших аспектов многогранной деятельности коллектива научной школы являются научные разработки по выбранным направлениям. Плодотворная работа коллектива выражена через участие в различных мероприятиях, направленных на публичное ознакомление и будущего практического использования научных достижений: монографий, учебников, учебных пособий, патентов, свидетельств, статей, тезисов докладов и др. Учеными школы получены и подтверждены внедрением в практику и учебный процесс более 10 патентов, авторских свидетельств.